Постановление от 26 июля 2010 №№ А65-26751/2009, Ф06-5878/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61 http://faspo.arbitr.ru e-mail:info@faspo.arbitr.ru

постановление арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А65-26751/2009

26 июля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Закировой И.Ш., судей Мосунова С.В., Афанасьева И.Н.,

при участии представителей: заявителя - Коноплева М.В., доверенность от 24.08.2009 без номера; Соловьевой С.И., доверенность от 11.01.2010 без номера; Соколовой А.И., доверенность от 25.03.2010 без номера; Васильевой А.Р., доверенность от 21.07.2010 без номера,

ответчика - Хромцова Д.Ю., доверенность от 30.12.2009 № 31527/03, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сантехприбор»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного

апелляционного суда от 15.04.2010 (председательствующий судья Филлипова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Попова Е.Г.) по делу № А65-26751/2009

по заявлению открытого акционерного общества «Сантехприбор» к Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Сантехприбор» (далее -ОАО «Сантехприбор», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан (далее -Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан, административный орган, Управление), выразившегося в отказе исключить из государственного реестра опасных производственных объектов склад горюче-смазочных материалов (хранилище мазута) (далее -ГСМ (хранилище мазута), обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем исключения из перечня опасных производственных объектов склад ГСМ (хранилище мазута).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить.

Отзыв на жалобу Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан не направило.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со

статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, 23.09.2004 по заявлению общества склад ГСМ (хранилище мазута) внесен в государственный реестр опасных производственных объектов по признакам опасности: получение, использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в приложении № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (пункт 21), по типу объекта, не относящемуся к объектам с опасными веществами в количестве, равном или превышающем количество, установленное приложением № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) (пункт 32), по виду деятельности, на осуществление которых требуются лицензии при эксплуатации объекта - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов, что отражено в Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов заявителя.

С целью выявления наличия опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, общество самостоятельно осуществило идентификацию склада ГСМ в соответствии с Приложением № 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 № 606 (далее -Административный регламент). По результатам идентификации комиссия

сделала вывод, что склад ГСМ не является опасным производственным объектом (далее - ОПО) и включен в реестр ОПО ошибочно.

14.04.2009, 05.05.2009, 06.07.2009 общество обратилось в

Управление с заявлением об исключении данного объекта из государственного реестра ОПО, указав, что включение указанного объекта государственный реестр было ошибочным, поскольку количество мазута в резервуарах не превышает допустимое количество, то есть менее 2% (0,52%) от допустимого размера (50 000 тн); подогреватели мазута МП-25-6, относящиеся к 4 группе сосудов, работают при температуре не выше 200°С, произведение давления в МПа (кгс/см2) которых, не превышает 1,0 (10 000) и не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора; мазутопроводы котельной относятся к группе Б, транспортируемое вещество - горючие жидкости (ГЖ) относятся к 4 группе; агрегаты электронасосные имеют наработку не более 200 час при наличие изначального ресурса 20 000 часов, находятся в рабочем состоянии.

Ответчик письмами от 05.05.2009, 04.08.2009 отказал в исключении из государственного реестра ОПО, рекомендовав заявителю провести экспертизу промышленной безопасности объекта силами специализированной экспертной организации для идентификации ОПО.

ОАО «Сантехприбор», считая данный отказ бездействием Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан, обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.

В обоснование своего довода общество ссылается на то, что указанное бездействие не соответствует положениям Административного Регламента.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

ООО «Сантехприбор» имеет опасные производственные объекты, перечень которых содержится в приложении № 1 к свидетельству о регистрации № А43-00414, в том числе: система газопотребления

предприятия (котельная), участок организации компрессорной подачи сжатого воздуха, площадка лифтового цеха по сборке деталей, площадка лифтового цеха инструментального, площадка лифтового цеха по изготовлению скобяных изделий, транспортный цех, здание административное (дата регистрации в качестве опасного производственного объекта - 18.07.2000); склад ГСМ (хранилище мазута), площадка лифтового цеха гальванического (дата регистрации в качестве опасного производственного объекта - 23.09.2004).

Согласно карте учета объекта в государственном реестре ОПО склад ГСМ (хранилище мазута) с двумя железо-бетонными резервуарами по 250 тн (рабочий - 250 куб.м и резервный -250 куб.м) имеет общий объем, равный 500 т, год ввода объекта - 1986, место нахождения: г. Казань, ул. К. Цеткин, д. 18/20, с признаками опасности: получение, использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в приложении № 1 к Закону № 116-ФЗ (пункт 21), по типу объекта, не относящемуся к объектам с опасными веществами в количестве, равном или превышающем количество, установленное приложением № 2 к Закону № 116-ФЗ (пункт 32), по виду деятельности, на осуществление которой требуются лицензии при эксплуатации объекта-эксплуатация взрывоопасных производственных объектов (пункт 41).

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, мазутное хозяйство заявителя включает в себя: подземные бетонные резервуары - 2 ед., мазутонасосная, технологические трубопроводы, расположенные на южной территории предприятия. При этом расстояние от насосных и подземных резервуаров до производственных зданий более 40 метров, мазутное хозяйство котельной обеспечивает прием, хранение и подготовку мазута для подачи в котельную как резервного топлива, мазут поступает в автоцистернах, для хранения которого используется два бетонных резервуара по 250 тн каждый. Бесперебойная подача подогретого и профильтрованного мазута в количестве, соответствующем

нагрузке котлов, обеспечивается мазутонасосной. Из резервуаров хранения мазут насосами прокачивается через фильтры грубой очистки и подогреватели мазута, через фильтры тонкой очистки подается на сжигание в котельную.

Указанные данные приведены в заключении экспертизы от 26.12.2003 регистрационный номер 48-ИД-18012-2004 промышленной безопасности мазутного хозяйства - котельной заявителя, составленной обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт-92» (далее - ООО «Эксперт-92»). В пункте 12 заключения сделаны выводы о том, что обществом используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа. Данные выводы явились основанием для внесения склада ГСМ (хранилища мазута) в государственный реестр опасного производственного объекта.

Пунктом 8 приложения № 8 к Административному регламенту предусмотрено, что при рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которого дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 Закона №116-ФЗ.

Из заключения комиссии по обследованию склада ГСМ (хранилища мазута), составленного на основании приказа генерального директора общества от 18.06.2009 № 57, выводы которой, по мнению заявителя, являются основанием для исключения объекта из реестра опасных производственных объектов, изменений, предусмотренных пунктом 23.3.1 Административного регламента, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности, судами не установлены.

Данные, содержащиеся в заключении экспертизы промышленной безопасности мазутного хозяйства - котельной заявителя, составленной ООО «Эксперт-92» 26.12.2003, явившейся основанием в 2004 году для

включения в государственный реестр ОПО, а также данные расчетно-пояснительной записки к паспорту безопасности опасного объекта -системы потребления газа (котельной) - подтверждают указанные обстоятельства.

Из заключения комиссии по обследованию склада ГСМ от 18.06.2009 следует, что для хранения мазута используются два подземных бетонных резервуара, имеющих объем по 250 т каждый (500 т), верхний предельный уровень заполнения резервуара 0,52% проектной высоты, что соответствует 130 тоннам горючей жидкости и исключает перелив мазута. В перечень оборудования мазутного хозяйства входят: подогреватели мазута МП-25-6 (4 шт.), имеющие следующие характеристики: в корпусе рабочее давление по манометру-13 кгс/см 3, t (температура стенки) -200°С, среда-пар, емкость - 150 л; в трубной части - давление по манометру-25 кгс/см 3 (или 2,5 МПа), t на входе 60°С, на выходе -115°С, среда - пар, емкость - 150 л.

В пункте 16 расчетно-пояснительной записки к паспорту безопасности опасного объекта - котельной указано: подогреватель мазута ПМ 25-6 в количестве 4 шт., используемый для разогрева мазута Р (давление избыточное по манометру = 2,5 МПа (25 кгс/см 3см); рабочее давление по манометру меж.труб-0,6 МПа, t мазута=70°С; t пара =250°С.

В пункте 10 паспорта безопасности опасного объекта (котельной) указано, что составляющими опасного объекта являются: котельная, пожарный водопровод, мазутохранилище, мазутонасосная (насосы, фильтры, подогреватели). Из описания метода производства следует, что прием разогретого мазута, распыление в форсунках, нагрев теплоносителя открытым пламенем, подача теплоносителя в распределительную сеть потребления из мазутохранилища подается насосами на сжигание в котельную путем разогрева мазута.

В приложении № 4 к паспорту указано, что котельная предприятия предназначена для выработки технологического пара и тепловой энергии

на отопление и горячее водоснабжение производственных помещений и жилого массива, топливом является природный газ, резервным топливом -

мазут.

Как усматривается из материалов дела, давление в подогревателе мазута составляет более 0,07 МПа (2,5 МПа), рабочее давление по манометру меж.труб.-0,6 МПа, температура пара = 250°С.

В силу пункта 2 приложения Закона № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

В пункте 12 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра (РД-03-16-2006), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.07.2006 № 682, пункт 9 приложения № 8 к Административному регламенту, Методических рекомендациях по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 № 131, указано, что при идентификации необходимо учитывать все опасные производственные объекты, все признаки опасности и единственного типа каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, а также определено, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли. В качестве опасного производственного объекта следует выделять

предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке.

Согласно приложению к свидетельству А43-00414 о регистрации опасных производственных объектов от 27.03.2006 общество осуществляет эксплуатацию ряда опасных производственных объектов, в том числе систему газопотребления предприятия. В данной системе газопотребления используются паровые и водогрейные котлы-КГВМ-20, с избыточным давлением 13 атм, 1=194°С, ДКВР-10/13. Котел водогрейный КВГМ-20 представляет собой теплоэнергетическую установку, эксплуатация которой связана с потреблением газа, при этом расчетное давление составляет 1,6 МПа, то есть более 0,07 МПа.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергосенабжения Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, водогрейным котлом признается устройство, в топке которого сжигается топливо, а теплота сгорания используется для нагрева воды, находящейся под давлением выше атмосферного и используемой в качестве теплоносителя вне этого устройства.

С учетом изложенного газовая котельная, наружные тепловые сети системы теплоснабжения, склад ГСМ (хранилище мазута), откуда подается резервное топливо-мазут, являются совокупностью технологически связанных установок, работающих взаимосвязано и неотъемлемо. Поскольку котлы паровые и водогрейные входят в систему газопотребления предприятия, которая зарегистрирована как опасный производственный объект, то и наружные теплосети и система теплоснабжения предприятия, куда входит и склад ГСМ, относятся к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.

Суды сделали правильный вывод о том, что указанной площадкой является комплекс технологического оборудования для осуществления

деятельности по подаче теплоснабжения: паровой котел, водогрейный котел, подогреватель мазута ПМ 25-6, подземные железобетонные резервуары, насосы, что подтверждается также паспортом безопасности опасного объекта, составленным заявителем.

Доводы заявителя о том, что согласно пункту 16 приложения № 8 к Административному регламенту допускается возможность не учитывать опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предельно допустимого, указанного в приложение 2 Закона № 116-ФЗ, а у заявителя на объекте в резервуарах имеется менее 2% опасного вещества (0,52% от допустимого 50 000), судами обоснованно отклонены.

Кроме того, обществом не представлены доказательства того, что в характеристике склада ГСМ (хранилища мазута) произошли изменения по сравнению с теми обстоятельствами, которые послужили его регистрации в качестве опасного производственного объекта, характеристика объекта с комплексом оборудования, связанного с системой газового потребления те же, что и предшествовали его постановке на регистрацию. В этой связи доводы заявителя о неправомерности оспариваемого бездействия, выразившегося в отказе исключения склада ГСМ из перечня ОПО, суды также отклонили правомерно.

Из плана расположения ОПО на территории ООО «Сантехприбор», являющегося приложением к паспорту безопасности котельной, составленного на основании генерального плана завода, расстояние между опасными производственными объектами (котельной и склада ГСМ) составляет менее 500 м, из пояснения заявителя ориентировочно 140-150 метров.

В примечаниях 2, 3 к Закону № 116-ФЗ предусмотрено, что в случае, если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества.

Из паспорта безопасности объекта котельной следует, что суточное потребление газа в котельной составляет летом 5000 куб.м, а зимой -30 000 куб.м.

Согласно графикам министерства промышленности и торговли Республики Татарстан перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолоданиях среднесуточная норма поставки газа в 2009 -26 423 куб.м, в 2010 - 31 397 куб.м, мазута - 130 т.

Суды правомерно приняли во внимание то обстоятельство, что заявителем игнорировались требования, изложенные в предписаниях Управления об устранении нарушений (выданных в период с 2007 по 2009 годы), связанные с эксплуатацией ОПО, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: отсутствие экспертизы пожарной безопасности зданий и сооружений (насосной мазутного хозяйства) с целью определения сроков дальнейшей эксплуатации, технических устройств на ОПО, непроведение гидравлических испытаний мазутных трубопроводов, емкостей, отсутствие лицензии, аттестации членов НАСФ, лицензии и другие нарушения, за которые вынесены судебные акты о привлечении должностных лиц к административной ответственности, вступившие в законную силу.

Доводы заявителя о том, что пункт 16 приложения № 8 к Административному регламенту позволяет не учитывать склад ГСМ (хранилище мазута) в качестве ОПО, противоречат представленным в деле доказательствам.

Обществом не учтено, что пункт 16 указанного приложения предусматривает, что при определении минимального количества опасного вещества, обуславливающего отнесение объекта, на котором оно обращается, к категории опасного производственного объекта необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, культуры производства, срока службы

применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и так далее.

Таким образом, взаиморасположение объектов и технического оборудования ОПО не позволяет утверждать, что склад ГСМ (хранилище мазута) не является опасным производственным объектом.

Исходя из вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что суды сделали правильные выводы об отсутствии изменений характеристик склада ГСМ по сравнению с теми обстоятельствами, которые послужили его к регистрации в качестве опасного производственного объекта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов, поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судом проверены и отклонены по мотиву несостоятельности.

Сведений, опровергающих выводы судов, в кассационной жалобе и прилагаемых к ней документах не содержится.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу № А65-26751/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сантехприбор» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи С.В. Мосунов

И.Н. Афанасьев