АНАЛИТИКА
Камеральные налоговые проверки: старые времена возвращаются?
В середине 2000-х одной из отличительных черт отношений с налоговыми органами было большое количество споров. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что действовавшее тогда законодательство позволяло истребовать при камеральных проверках практически неограниченный круг документов.
Затем эта практика была скорректирована законодателем, значительно ограничившим возможности налоговиков, что не замедлило сказаться и на сокращении налоговых споров. Однако недавние изменения могут вернуть старые добрые времена, когда камеральные проверки по сути превращались в полноценные выездные.
В настоящий момент порядок проведения камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ. Изменения, внесенные в эту статью в рамках улучшения налогового администрирования, привели к тому, что налоговые органы могут истребовать в процессе таких проверок только строго ограниченный перечень документов. К ним отнесены: (а) документы, которые должны прилагаться к декларациям; (б) документы, подтверждающие право на примененные налоговые льготы; (в) документы, касающиеся природоресурсных налогов; и, наконец, (г) документы, подтверждающие право на вычет по НДС.
В результате такого ограничения была сведена к минимуму ранее существовавшая практика налоговиков, когда по камеральным проверкам запрашивались документы, сопоставимые по объемам с запросами, сопровождающими выездные проверки.
Выбранный законодателем подход соответствует позиции Конституционного Суда РФ, который в Определении от 08.04.2010 № 441-О-О разъяснил, что камеральная проверка «является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона».
Однако, похоже, что ситуация, когда документальные «аппетиты» налоговых органов умерены, и порядок камеральных проверок в достаточной мере соответствует их предназначению (помогать, а не фискально преследовать), перестала устраивать законодателя. В результате чего в ст. 88 НК РФ были внесены изменения. Суть таких изменений заключается в следующем.
Прежде всего расширяется перечень ситуаций, когда налоговые органы могут требовать счета-фактуры и иные документы, относящиеся к вычетам по НДС.
Если сейчас, напомним, такое истребование возможно только если по декларации есть сумма налога к возмещению, то с 2015 года к основаниям добавляется также выявление проверяющими противоречий между сведениями,свидетельствующими о занижении суммы НДС к уплате, либо о завышении суммы, заявленной к возмещению.
На практике такое изменение скорее всего приведет к тому, что в ответ на любую поданную декларацию по НДС инспекция будет отвечать обширными запросами на предоставление документов, вне зависимости от того, выявлены ли в действительности какие-либо противоречия или нет.
Кроме того, внесенные в ст. 88 НК РФ изменения предусматривают, что с 2014 года инспекции, проводя камеральные проверки, смогут запрашивать документы в том случае, если уточненная декларация подается по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации, и по такой уточненной декларации уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток. Истребовать в такой ситуации могут документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы показатели до и после их изменений.
Тем самым законодатель явно и однозначно стимулирует налогоплательщиков не откладывать возможные уточнения, потенциально приводящие к потерям бюджета, на последний момент, а вносить их как можно раньше.
В целом же изменения, внесенные в части камеральных проверок, можно оценить как шаг назад, возвращение к тем прекрасным для инспекций временам, когда можно было загружать налогоплательщиков требованиями о предоставлении документов и выносить решения о существенных доначислениях, не дожидаясь выездных проверок.
Поэтому не исключено, что после вступления этих поправок в силу, налогоплательщикам вновь придется дважды спорить с налоговыми органами по одним и тем же налогам за одни и те же периоды. Поэтому и тенденция к сокращению количества налоговых споров в ближайшие годы может смениться на противоположную.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса