БЛОГИ
Юридическое ЗаМКАДье
Меньше всего хотелось бы повторять давно надоевшие мысли про то, какие мы все-таки разные. Столичные юристы (даже те, кто получил статус «столичности» сразу после ВУЗа или вот уже года два как «понаехал») – это движущая сила юриспруденции, а провинциальные - всего лишь биомасса для пополнения их рядов. Как обычно бывает в жизни, все так и не так одновременно.
Лучше разобраться в этом вопросе нам поможет любимая нами со школы география. Ну очень большая у нас с вами по территории страна! Кто-то помнит, сколько сейчас у нас субъектов федерации? Вот и я не помню. Могу только с уверенность сказать, что у нас более 80-ти моделей региональных рынков юридических услуг. И найдется здесь место для прорывного и технологичного Урала, гордой и независимой Сибири, а также безмятежно дремлющего Черноземья или Дальнего Востока. Особняком стоит Санкт-Петербург, который, по-моему, до сих пор с ревностью переживает свою столетнюю потерю столичности, что не позволяет ему четко позиционироваться как самодостаточному региону, а не только как поставщику политических элит.
Но есть одно обстоятельство, которое помогает нам точно ориентироваться в юридическом бизнес - пространстве. Это обстоятельство – клиенты. В нашей фирме никогда (ну почти никогда) не было проблем с ответом на вопрос – кто наш клиент? Составив для себя клиентскую матрицу из правовых, отраслевых, индустриальных и национальных модулей, мы увидели образ этого самого нашего клиента. В нашей фирме пока не работают десятки юристов. И в последнем рейтинге региональных юридических фирм мы себя не обнаружили. Но, на мой взгляд, мы достигли очень важного для себя результата. Мы больше не хотим перебираться в Москву, чтобы строить свой бизнес и жить в столице.
Конечно, коллеги могут сказать: вам хорошо в Нижегородской области; относительно успешный регион, какая-то постоянная движуха в бизнесе. А что делать толковому и амбициозному юристу в Йошкар-Оле или Вологде? Иного исхода нет – только в столицу. Согласен, я не могу отвечать за все регионы. Как говорят, «скажу за Нижний».
Наверное, нам повезло. Удивительно функциональная логистика (потенциально мирового уровня транспортный хаб), фантастический научный и кадровый потенциал для любого производства, внятная и адекватная политика местных властей последние 5-7 лет (для России это много), близость к Москве. Все перечисленные факторы привели в Нижегородской области к так называемому иностранному инвестиционному буму в 2005-2008 годах. После глобальных экономических потрясений 2008-2010 года сейчас наметился новый всплеск активности иностранных инвесторов.
В результате более 60 крупных и относительно крупных иностранных производств разместились на территории региона. Как правило, это дочерние компании глобальных индустриальных гигантов из первой сотни Forbes. Казалось бы, позитивная картина для любого сервисного бизнеса, к которому относятся и юридические услуги. Но как неоправданно много времени мы потеряли только чтобы осмелиться подумать, что местный юридический консультант может работать с Coca-Cola, Solvey, AGC, Intel. А зря: оказывается очень даже может работать!
Более того, наши наблюдения за последние пять лет говорят о том, что глобальные заказчики сами заинтересованы в том, чтобы с ними в российских регионах работали местные консультанты, хорошо знающие региональную специфику. И логика здесь очень простая, географическая. Кроме громких приветственных речей органов власти, толковых, но скупых на эмоции аналитических отчетов глобальных консультантов, они в первую очередь нуждаются в доверительном отношении к себе со стороны всего местного сообщества. Они нуждаются в социализации! И в этом им может помочь только местный проводник, Legal - Сталкер! Для них Россия просто необъятна. Сколько раз слышал, что Нижний Новгород – это где-то в Сибири.
Надо отметить, что наши коллеги из глобальных иностранных и крупных российских компаний преуспели, рассказывая своим потенциальным клиентам страшные истории о «недоразвитости» консалтингового бизнеса в российской глубинке. К сожалению, иногда эти истории правдивы. Но я убежден: это не про Нижний Новгород.
Буквально за несколько лет мы стали участниками многочисленных конкурсов и тендеров на консультационное сопровождение уникальных инвестиционных проектов. Не всегда мы выходили победителями. Но заметьте: в конкурсе участвуют и глобальные консультанты, и лидеры российского юридического бизнеса. Некоторые примеры из нашей практики говорят о том, что иностранные заказчики обращаются напрямую к тем компаниям, которые рекомендованы соотечественниками и имеют соответствующий опыт работы.
Так, французский международный гигант по производству автокомпонентов VALEO ведет инвестиционные проекты в Нижегородской, а теперь и в Самарской области при непосредственном участии нашей фирмы. При этом группа компаний имеет действующий контракт с крупнейшей американской юридической фирмой. Офис этой фирмы есть и в Москве. Третий год продолжается наше успешное сотрудничество с бельгийским Vesuvius, одним из монополистов по производству компонентов для металлургической промышленности. Руководство этой компании целенаправленно приняло решение на работу в России только с локальными юристами и консультантами. Французский гигант по производству строительных материалов Onduline придерживается в России той же стратегии, привлекая местные юридические и аудиторские компании.
Визитная карточка инвестиционного бума в Нижегородской области – строительство крупнейшего в Европе завода по производству тяжелой строительной техники LIEBHERR - курировалось одной из малоизвестных на федеральном уровне нижегородских юридических фирм. А крупнейший в мире производитель фармакологического стекла - немецкая группа SCHOTT - выбрала именно нашу компанию в качестве юридического провайдера. Список можно продолжить.Trosifol, AGC, RusVinyl, Gallina Blanka, Passebache, Heineken, Coca-Cola - все они работают с местными нижегородскими компаниями (разумеется, не только с нами).
При таком раскладе язык не поворачивается сказать, что региональным юристам негде получить профессиональный опыт, так как уровень проектов, в которых они работают, низок. Просто нужно четко понимать, что по большому счету мы конкурируем не с глобальными или московскими коллегами, а с клиентом. Только клиент сможет в результате определить твое место на юридическом небосклоне.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса