Когда в стране есть разные точки зрения, это хорошо и правильно. Плохо, когда разные точки зрения в стране есть у высокопоставленных чиновников на причины реформы, против которой 90% населения.
Высокопоставленные российские чиновники и политики своими публичными высказываниями о целях повышения пенсионного возраста (или, как это теперь называется на официальном чиновничьем языке, «изменений в пенсионной системе») продолжают укреплять сомнения людей в том, что им в принципе светит хоть какая-то государственная пенсия. Даже если доживут.
Когда 23 мая 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев произносил в ответ на вопрос об индексации пенсий крымским пенсионерам ту самую эпохальную фразу, которой, скорее всего, и останется в истории страны («денег нет, вы держитесь здесь»), он как в воду глядел. Ведь в подлиннике медведевская фраза звучала куда скучнее: «Индексации нигде нет. Просто денег нет сейчас. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, всего вам доброго, хорошего настроения и здоровья».
Хорошее настроение и здоровье понадобятся нам всем. Потому что спустя два с небольшим года после тех пророческих слов стало понятно: найдутся деньги — будут пенсии, не найдутся — не будет. А увеличивать (или хотя бы сохранить) наши пенсии государство, похоже, решило за счет уменьшения количества пенсионеров. Но это еще не точно. Государство, судя по всему, и само толком не знает.
13 августа 2018 года спикер Госдумы Вячеслав Володин (четвертое должностное лицо в иерархии российских государственных деятелей) на встрече с жителями Заводского района Саратова не исключил полной отмены государственных пенсий. Видеозапись выступления опубликовалоИА FreeVolgaNews.Отвечая на вопрос одной из местных жительниц о пенсионной реформе, Володин сказал: «У нас с вами пенсионная система государственная имеет дефицит, в ней вот такая «дыра», и за счет бюджета ее наполняют. Будут у нас дальше государственные пенсии или нет, это тоже вопрос, потому что бюджет стал дефицитным». Видимо, говоря о «дефицитном бюджете», Володин имел в виду бюджет Пенсионного фонда, а не Российской Федерации. Потому что бюджет РФ пока не дефицитный, а профицитный: в январе — июле 2018 года, по свежайшим данным Минфина, он был исполнен с профицитом в размере 1 трлн 383 млрд 299,5 млн рублей.
В любом случае со слов Володина выходило, что, если не повышать пенсионный возраст, пенсий может не стать вовсе. То есть смысл пенсионной реформы — всохранениистраховых государственных пенсий как класса.
Уже 15 августа 2018 года тот же самый спикер Госдумы несколько изменил свои показания относительно задач пенсионной реформы. Он заявил, что в ближайшие годы необходимо увеличить размер пенсий в России до 20—25 тыс. рублей. «Нам необходимо всесторонне рассмотреть этот вопрос с участием экспертов, представителей институтов гражданского общества, делового сообщества, регионов, политических фракций Государственной думы, потому что размер сегодняшних пенсий никого не устраивает», — сказал Володин журналистам. «Сложится ситуация, когда Пенсионный фонд не решает задачи роста пенсий и вывода их на средний показатель 20—25 тысяч рублей, а федеральный бюджет не сможет обеспечить решение прорывных задач ни в одной из сфер: образование, здравоохранение, социальная сфера, инфраструктура», — пояснил глава нижней палаты парламента.
По этой версии, смысл повышения пенсионного возраста — в том, чтобыповыситьгосударственные пенсии, а не просто сохранить. Правда, чем пенсия в 25 тыс. рублей в месяц в 2034 году (когда закончится переходный период повышения пенсионного возраста у женщин в нынешнем варианте реформы) будет принципиально отличаться от нынешней средней по России пенсии в 14 тыс. рублей, не очень понятно. Накопленная инфляция за 16 лет практически съест эффект такого повышения. К тому же даже трудно себе представить, как изменится в ближайшие полтора десятилетия курс рубля. Для сравнения: ровно 16 лет назад доллар в России стоил 31 рубль 56 копеек. А сейчас — 67 рублей. А бывало за эти годы и выше 80.
Кроме того, в новой версии Володина, повышение пенсионного возраста еще и поможет бюджету «обеспечить решение прорывных задач в социальной сфере». То есть за счет будущих пенсионеров государство уже сейчас хочет финансировать социальные и инфраструктурные проекты. Собственно, как разфискальнаяверсия пенсионной реформы пока выглядит наиболее правдоподобной.
О целях пенсионной реформы на уходящей неделе высказался и «главный по пенсиям» — председатель Пенсионного фонда России Антон Дроздов. У него получилась третья версия, не вполне совпадающая с двумя версиями спикера Госдумы. Дроздов сказал, что если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы (читай: не повышать пенсионный возраст), то дефицит ПФР будет увеличиваться. Тут как раз все сходится — о растущей «дыре» в бюджете Пенсионного фонда говорят все комментаторы реформы. А вот дальше стало интереснее. Дроздов заявил, что без повышения пенсионного возраста пенсии будут расти гораздо более низкими темпами, не выше инфляции. То есть, по версии главы ПФР, реформа нужна, чтобы пенсии в Россииросли быстрее, чем инфляция.Но, выходит, они могут расти и без повышения пенсионного возраста.
О как! А теперь спросите у людей, готовы ли они отказаться от повышения пенсионного возраста в обмен на то, что пенсии будут увеличиваться всего лишь на размер инфляции, — что-то подсказывает, что большинство радостно согласится не повышать возраст выхода на пенсию.
И наконец, сравним все эти версии задач пенсионной реформы с той, которую озвучил прямо в день открытия чемпионата мира по футболу — 2018 Дмитрий Медведев, объявляя о повышении пенсионного возраста. Он сказал, что реформирование системы позволит повышать пенсию в среднем на 1 000 рублей в год, вместо текущей индексации на уровне 400—500 рублей в год. То есть ради того, чтобы получать 30 тыс. рублей в месяц (если государство не обманет — и это очень весомое «если») через 16 лет, женщины должны уходить на пенсию на восемь лет позже, чем сейчас, а мужчины — на пять.
Из всех этих слов можно сделать только один разумный вывод: никто из представителей российской власти в 2018 году не может гарантировать вам, что, выйдя на пенсию по завершении этой реформы в 2034-м, вы будете получать хоть какую-то пенсию. Никто из представителей власти явно не собирается держать ответ в 2034 году, если что-то получится совсем не так, как замышляется сейчас. Никто не гарантирует, что «дыра» в бюджете Пенсионного фонда будет полностью закрыта этим повышением пенсионного возраста. И уж точно никто из людей, которые озвучивают нам разные версии причин повышения пенсионного возраста, не планирует жить на эту среднюю пенсию россиянина.
Источник: Banki.ru