БЛОГИ
Четыре важных правовых события второй половины августа
Две недели последнего месяца лета так и не принесли стране очистительного финансового кризиса. Впрочем, новостная картина красноречиво подтверждала – страна в пик отпускного сезона по своему обыкновению в болото не превратилась. Обстановка скорее напоминала модные полвека назад ленты в стиле film noir. Отчасти напоминает и сейчас.
Минус карательная психиатрия
В пятницу 23 августа областной суд приговорил «белгородского стрелка» Сергея Помазуна к пожизненному лишению свободы. Осужденный, устроивший бойню в центре Белгорода 22 апреля сего года, обвинялся в разбойном нападении на оружейный магазин «Охота», убийстве шести человек, хищении оружия и боеприпасов, а также в нападении на полицейского.
Прокуратура потребовала для Помазуна пожизненного заключения. Суд согласился с требованием стороны обвинения. В ходе судебного процесса и оглашения приговора «черноземный Брейвик» смеялся, кричал и угрожал присутствовавшим в зале потерпевшим и их представителям. По оглашении судебного решения прокурор посетовал, что в России нынче отсутствует смертная казнь.
Точно такое же мнение в социальных сетях высказали и тысячи россиян без синих мундиров. При этом было совершенно очевидно – человек, находящийся на скамье подсудимых, давно не в ладах с рассудком. Чтобы в этом убедиться, не надо быть дипломированным психиатром. Достаточно посмотреть даже не видео из зала суда, а статичные фотоизображения гримас и ужимок существа, возомнившего себя Терминатором/Одиноким Рейнджером/Человеком-Пауком (конкретный выбор прототипа – за вами, уважаемые читатели). Они нагляднее любой многостраничной медицинской экспертизы.
Преступление, а затем и процесс в Белгороде в очередной раз подняли волну разговоров на тему что лучше – исключительная мера наказания или пожизненное содержание преступника такого типа взаперти, при условии, что в теории через 25 лет Помазун может рассчитывать на УДО. Нисколько не удивительно, что по ходу жизнеутверждающей дискуссии большинство благовоспитанных членов общества всякий раз превращаются в жаждущих крови животных. Главный аргумент прост как выстрел из пистолета: он всю жизнь будет есть и пить за государственный (за наш!) счет, жить под охраной и в тепле, а его жертвы обречены гнить в сырой земле. Несправедливо! По понятиям ведь правильнее «кровь за кровь, смерть за смерть!».
Никак не желая поддерживать данные выступления, осторожно замечу следующее. Жизнь в зоне или на спецучастке для пожизненно осужденных это вовсе не та тюрьма, куда стремятся некоторые опытные бомжи перед наступлением лютых холодов. Это режим (да, за наш с вами счет), в котором человек с подвижной психикой через год-полтора либо сам накладывает на себя руки, либо превращается в безобидное пускающее слюни растение, крайне вяло реагирующее на внешние раздражители. Разумеется, кроме надзирателя с изделием ПР-73 в мозолистых руках. Да и те реакции мало чем отличаются от рефлексов знаменитой дворняжки Нобелевского лауреата-1904 Ивана Петровича Павлова.
Проще говоря, это такая же смертная казнь. Только садистская, медленная, и уж куда как более мучительная, чем одиночный выстрел в затылок в длинном полутемном коридоре.
Кроме того, процесс над Помазуном фактически закрыл другую больную для современного отечественного уголовного права проблему. Де-факто в его ходе было подтверждено – психиатрии тюремного типа, которой еще лет 20 назад диссиденты пугали собственных отпрысков и зарубежных благотворителей, нынче не существует в природе.
Вот только глядя на ужимки и прыжки осужденного в клетке Белгородского областного суда, даже и не знаю, радоваться ли этому факту… Ведь больной же.
Конец «блестящего проходимца»
Этого правоведа при жизни, говорят, побаивались и даже ненавидели. Он с искренним удовольствием создал себе в высшей степени циничный и провокационный образ и делал вид, что ему даже нравится плохое отношение некоторых окружающих, называя при этом самого себя блестящим проходимцем. «Я создал культ самого себя», — как-то сказал юрист за дежурной сигарой. Так написало агентство РАПСИ 16 августа.
Днем ранее во Франции в возрасте 88 лет ушел из жизни человек, прозванный за глаза «адвокатом дьявола». Экс-защитник лидера «красных кхмеров» Кхией Самфана, бывшего югославского президента Слободана Милошевича, безумного латиноамериканского троцкиста Карлоса Шакала – Ильича Рамиреса Санчеса, да и нескольких еще вполне адских личностей, Жак Вержес.
Читая сейчас прижизненные и наскоро написанные посмертные воспоминания, что самого Вержеса, что его заочных биографов, почему-то вспоминаются некоторые его российские коллеги. Да, те, на серийных Bentley и тюненых Range Rover, в вечных «бабочках» или шейных платках игривых расцветок (ничто лучше не скрывает возрастную дряблость кожи, не правда ли?), в неизменно богатых интерьерах, на фоне антикварной мебели или невесть откуда взявшихся рыцарских доспехов.
Нет, не смущает их обычная клиентура, даже несмотря на то, что истеричные вечно нетрезвые звезды русской разновидности шоу-бизнеса мало походят на азиатских людоедов, а так и не смывшие разбойничий грим предприниматели новой волны – на революционеров с отбитой еще в детстве головой. Ведь адвокат суть врач, которому не важно, кого лечить или, в данном случае, вытаскивать из очередной жизненной клоаки.
Вся разница в том, что соотечественники так и не научились, несмотря на семизначные в долларах США гонорары и изысканное окружение (по ошибке ими же считаемое интеллектуальной элитой), относиться к себе самим немного с насмешкой. Самоирония – несомненный признак ума, писал некогда Сергей Довлатов. С кого нынче уместно писать профессиональную жизнь, чьи ее правила копировать – в общем, теперь еще раз стало совершенно очевидно. Нет у вас нравственных и/или профессиональных ориентиров в своем Отечестве? Ну, так смотрите внимательно на старую-добрую Европу! Может, хоть чему-то научитесь…
Реакция на смерть Вержеса людей, которым чуждо сообщество правоведов, была краткой и объяснимой. В глазах обывателя любой шаг адвоката такой категории делает ненавидимую профессию еще более ненавидимой.
И это отрадно. Наличие ненависти только и означает, что как профессионал объект злобных порицаний состоялся и за себя, и еще за много-много парней. И именно он есть несомненный эталон, повышающий профессиональную планку до высот, которых способны достичь единицы из сотен и даже тысяч.
Если к тому же такие люди чуть ли не каждым своим поступком разрушают общественные стереотипы, заставляют глядеть на мир максимально широко, разве недостойны они хотя бы того, чтобы сказать за это спасибо? Пускай это слово одариваемый запоздалой благодарностью никогда не услышит.
Ну а куда носителей профессии могут завести бесы и бесенята, рассмотрим в следующем эпизоде
«Мелко, Хоботов, мелко!»
Тверской суд Москвы 20 августа оставил без удовлетворения гражданский иск бывших адвокатов участниц панк-группы Pussy Riot о защите чести и достоинства к издательскому дому «Коммерсант» и адвокату Ирине Хруновой, которая стала защищать одну из девушек на стадии кассации.
Николай Полозов, Марк Фейгин и Виолетта Волкова обратились в суд из-за публикации на сайте «Коммерсанта» статьи «Панк-молебен донесся до Страсбурга», где, как расценили заявители, бывшие адвокаты девушек были названы некомпетентными юристами, пропустившими срок подачи документов в Страсбургский суд, тогда как на самом деле документы были поданы в срок, а жалобе даже присвоен номер.
Признаюсь честно: я почти год следил, чем закончится этот пока еще нетипичный для современной российской адвокатуры процесс. Его финал совершенно не удивителен. Личное глубокое убеждение: троица защитников, несмотря на формально отрицательное для себя решение суда, все-таки своего добилась.
Давным-давно в «Литературной газете» детский писатель Сергей Михалков как-то между делом выдал такой афоризм: «Скромность – верный пусть к безвестности». Все действия вышеупомянутой спайки правоведов с адвокатскими лицензиями красноречиво говорят о том, что данную максиму они усвоили куда раньше положений процессуальных законов.
Формально придраться вроде бы не к чему. Если волка кормят ноги, то адвоката – сарафанное радио. И кому как не ему самому создавать себе имя? Другое дело, какими способами и приемами.
Параллельно процессу в Тверском суде в первой половине этого года шли другие процессы – в социальных сетях, обращаться с которыми наши доблестные истцы умеют прекрасно. Сразу после подачи скандального иска все они с разной степенью истовости обсуждали на интернет-ресурсах не только написанное в деловом издании, но и личность написавшего, причем в выражениях совершенно не стесняясь. Одновременно доставалось и одной из бывших адвокатских доверительниц. Причем в качестве аргументации в ход шло все, что имеется под рукой, в том числе и переписка разной степени приватности.
Некоторые поступки наших героев рассматривала в начале лета даже адвокатская палата, но совершенно ожидаемо не отыскала в них ничего предосудительного. Тем самым сообщество дало ясно понять: такое понятие как «адвокатская этика» в наши дни может истолковываться сколь угодно широко. А слова мэтра российской адвокатуры Семена Арии, приведенные в его неоднократно переизданных мемуарах «Жизнь адвоката» - «Самоупоение смешно окружающим. Не менее смешна и опасна самореклама» - ни что иное, как анахронизмы, следовать которым сейчас в джунглях свободного рынка юридических услуг пагубно для карьеры.
Только вот сравнение с корифеями прошлого в данном случае лишний раз подтверждает мелочность и суетность некоторых нынешних представителей профессии. Таково будет мое личное оценочное суждение.
Вниманию привилегированной обслуги
Останкинский суд Москвы 26 августа приговорил певца Виталия Грачева (Витаса) к штрафу в размере 100 тысяч рублей за применение насилия в отношении представителя власти. Певец стал фигурантом дел об угрозе убийством и нападении на представителя власти в конце мая, вскоре после того как, по данным правоохранителей, за рулем внедорожника Infiniti сбил на ВВЦ девушку на велосипеде, а после устроил перепалку со свидетелями и полицейскими.
По данным Генпрокуратуры, в ходе выяснения обстоятельств аварии он применил насилие в отношении командира отдельной роты ППС, находившегося в форменном обмундировании и при исполнении служебных обязанностей - ударил его ногой.
Разумеется, как дело запахло жареным, виновник сразу покаялся. Разумеется, суд пошел навстречу, покаяние учел и дело рассматривал уже в особом порядке. Естественно, судья прислушался к просьбам коллег Витаса по цеху, попросивших проявить к звезде снисхождение и назначить ему минимальное наказание. Конечно же, прониклось и обвинение, требовавшее, правда, оштрафовать певца голосом на 130 тысяч рублей. Суд оказался на 30 тысяч рублей милосерднее.
Приговор вызвал совершенно ожидаемую классовую ненависть и, разумеется, не добавил доверия к нашей третьей власти в целом. О каком понимании может идти речь, если обычные граждане, не развлекающие власть имущих в банях и на ведомственных правоохранительных корпоративах, за аналогичное преступление по части 1 статьи 318 УК РФ в таком же суде получат «от двух до пяти» и спокойно проследуют за колючую проволоку? Ясно как день - ни о каком.
Прослеживается еще одна тенденция, социального характера. Те, кто вдруг посчитали, будто Витас пострадал в суде минимально лишь только из-за околозвездного статуса, довольно сильно ошибаются. Статус не следует путать с благородным происхождением, врожденным или приобретенным. Гражданина Виталия Грачева спасла прошлая популярность. Но ему никуда не деться из достаточно узкой прослойки высокопоставленной обслуги, куда смело можно помещать и остальных его коллег, время от времени развлекающих истинных власть придержащих.
К слову, в этот же социальный питомник уместно поместить и барышню Евгению Васильеву. Ведь если б «госпожа» (как ее величали за глаза подчиненные в «Оборонсервисе») была госпожой, что называется, в натуре и с большой буквы, ей не пришлось бы бегать по бутикам, поглядывая на часы и ежеминутно поправляя съехавший электронный браслет. Тогда как настоящий господин в данной ситуации - ее лепший сердечный друг, который скоро перестанет по многочисленным эпизодам уголовных дел проходить даже в качестве свидетеля.
Поэтому-то одному придется теперь расплатиться по государственному счету, а другой – посидеть покамест хоть и в многокомнатных апартаментах, но все же под замком.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса