БЛОГИ
Четыре важнейших правовых события первой половины ноября
Пиар на расследовании резонансных дел - и что за это порой бывает; снежный ком нового скандала в благородном нотариальном семействе; либерал в образе средневекового утописта; наконец, контратака арбитражных судей и их верных сторонников – о чем говорило правовое сообщество страны в начале последнего месяца осени.
Генералы печальной карьеры
Газета «Известия» сообщила, что в администрации президента (АП) были даны указания силовым ведомствам прекратить пиар-кампании, основанные на тех громких коррупционных скандалах, которые не имеют шанс раскрыться. Раскрученные в СМИ эти скандалы формируют в общественном сознании негативный образ власти.
По словам собеседника издания в АП, несколько дней назад (то есть в первых числах ноября) представители силового блока были вызваны на совещание с руководством Кремля, где им была озвучена позиция власти. При этом новое обострение антикоррупционной темы заставляет предположить, что в скором времени будет принят ряд документов, ужесточающих антикоррупционное законодательство.
Совершенно не удивительно, что данная новость просуществовала в умах большинства потребителей оперативного контента часа 2-3, вскоре затерявшись в потоке ежедневного информационного мусора.
Поразмышлять же тут есть над чем.
Нет, не над «принятием ряда документов, ужесточающих антикоррупционное законодательство». Рассуждать на такие темы скоро станет моветоном. Да и к тому же известная антикоррупционерка Ирина Яровая первое зерно на данное благодатное поле уже бросила.
И не о самих скандалах, которые поначалу вызывают всплеск праведного возмущения в обществе, оборачиваясь впоследствии бессильным гневом и выплесками первородной злобы в соцсетях. Как у нас на деле происходит борьба с коррупцией и расследование громких уголовных дел определенного типа, отчетливо видно на примерах игорной истории подмосковных прокуроров и навязшего в зубах «Оборонсервиса».
Фигуранты первого разве что компенсаций за нахождение в СИЗО еще не получили. Главный свидетель по второму – Анатолий Сердюков – надысь сел в новое кресло. Теперь он будет рулить исследовательским центром машиностроения и ведать испытаниями военной техники.
Но я отвлекся. Так кто же в последние пару лет чуть ли не ежедневно фактически подставлял кремлевских обитателей неподобающими выступлениями? Оказывается, бывшие коллеги-журналисты, призванные в силовые ведомства на роли говорящих голов.
Непростая миссия. Будешь говорить сухо и строго по делу, помня о презумпции невиновности и прочих процессуальных штучках – славы своему ведомству не наживешь, а вот от начальства по голове получишь. Это самое начальство ведь жуть как любит изучать рейтинги цитируемости СМИ.
Будешь же чрезмерно красоваться на голубых экранах – выходит аналогичная история. Но «прилетит» уже не от непосредственного начальника, а непосредственному начальнику.
Одна радость. Свыше «прилетело» впервые и не факт, что будет прилетать в обозримом будущем. У тех, кто там, наверху, и без «борьбы с коррупцией» забот выше крыши.
Можно продолжать раздачу полосных интервью федеральным газетам с глубокомысленными ответами на вопросы не только о собственном нелегком жизненном пути, но и о стратегии и тактике борьбы с преступностью. Если мой портрет на первой полосе, мне наплевать, что обо мне напишут на 37-й, любил когда-то ввернуть Мик Джаггер. А что – отличный лозунг.
Ну а те номинальные сослуживцы, которым генеральские лампасы полагаются после 25-30 лет честного ползания по «земле» в крови и прочих человеческих выделениях, без выходных, отпусков и за смешную зарплату, пусть строго не смотрят и за спиной не шушукаются. Ибо завидовать и уж, тем более, осуждать кого-то за стремительный карьерный рост – удел неудачников, не так ли?
Иван Иванович vs Иван Никифорович. Наше время
То, что должно было произойти давно, случилось. Весьма вероятно, что уже до конца текущего года участники российского юридического рынка смогут наблюдать открытое противостояние между руководством Федеральной нотариальной палаты РФ и ведомством-регулятором – Министерством юстиции РФ.
Нарыв, зревший всю последнюю пятилетку, наконец, лопнул. Только вот практической пользы от подобного разрешения ситуации не будет, наверное, никому.
Формальный повод взаимного недовольства – многострадальный проект нового закона о нотариате, работа над которым в ведомстве Александра Коновалова изрядно затянулась. К тому же последняя на сегодняшний день версия документа существенно отличается от замыслов, обсуждавшихся сторонами весь последний год. В частности, нынешний проект Минюста прописывает возвращение к двойной структуре нотариата: наравне с частнопрактикующими нотариусами решено возродить в полном объеме и государственные нотариальные конторы. Число самих нотариусов при этом, что логично, планируется увеличить.
Сейчас такая двойственная система формально невозможна. Вот уже 18 лет российская нотариальная корпорация состоит в Международном союзе латинского нотариата, идеология которого – единая организационная основа.
Но так думают чиновники ФНП, забывая, на минутку, что аргументация о членстве в каком-то там межгосударственном союзе в нынешних отечественных реалиях – курам на смех.
Истинная причина протестов «светских священников» стара как мир – деньги. Оборот ФНП в год, по некоторым оценкам, приближается к одному миллиарду рублей (после налогообложения). Обороты нотариальных палат крупных промышленных центров сопоставимы.
А тут предлагается фактически уничтожить такой богатый уютный мирок, дав обывателю и бизнесу выбор – идти к нотариусу-частнику и платить госпошлину плюс взятый с потолка тариф за непонятную правовую/техническую работу, или идти к представителю государства, чьи расценки прописаны в кодифицированном законодательстве.
На фоне полного провала задумки дать нотариусам право монопольной регистрации сделок с недвижимостью возврат к госнотариату выглядит контрольным выстрелом тучной корпорации в голову.
Чем закончится эта история, сказать трудно, хотя бы потому, что лоббистский ресурс у первых лиц ФНП все же имеется. В последнее время практически невидимый министр Александр Коновалов, говорят, до сих пор благоволит нынешней главе ФНП Марии Сазоновой.
Да и сама она, несмотря на появление дерзких молодых недругов в главке на Житной улице, вряд ли захочет уйти на заслуженный отдых (как это планируется в первом квартале 2014 года), оставив после себя пепелище.
Поэтому все желающие очень скоро смогут наблюдать в СМИ и на профильных конференциях реальные баталии, которые недоступны сценаристам заокеанских Boston Legal или The Firm.
Почему я так решил? Спросите у Google, что такое «дело Ермошкиной». Если «битва титанов» из ФНП и Минюста войдет в открытую стадию, шумный скандал 2005-2008 годов, сотрясавший московский нотариат, покажется невинной детской сказкой на ночь. Говорят, одна из конфликтующих сторон уже прикладывает для этого максимум усилий, не забывая, естественно, об административном ресурсе и дружественном пуле в СМИ.
Город Солнца Алексея Кудрина
Глава Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин представил 11 ноября новую концепцию реформы МВД. По ней полицию следует разделить на федеральный, региональный и муниципальный уровни, а МВД и ФСКН как отдельные ведомства – ликвидировать.
Концепцию подготовили эксперты Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге и фонда «ИНДЕМ» Георгия Сатарова.
В нынешнем виде правоохранительная система порождает нестабильность в обществе: в частности, преступления регистрируют избирательно, отмечают авторы концепции. Проблема, по их мнению, в сверхцентрализации управления, и они предлагают разделить полицию на автономные уровни. Федеральная будет расследовать тяжкие дела и работать с оргпреступностью, региональная - заниматься нетяжкими делами, а муниципальная - регистрировать правонарушения и проводить профилактики.
Вся концепция в печатном виде - страниц 35-40 убористого текста. Всячески рекомендую ее найти и прочитать. Кому это может быть интересно? Как бы в этом месте сказал Шерлок Холмс, любителям сказок.
Ну, Сатаров - ладно. Человек был в 90-х чуть ли не главным аналитиком администрации Бориса Ельцина, а потом его вежливо, но твердо попросили освободить помещение. Питерские теоретики из Института проблем правоприменения – того же поля ягоды. Они написали – и дальше хоть трава не расти.
Но Кудрин, если не опытный политик, то уж точно опытный функционер! Ведь уже в день обнародования концепции мало кого интересовали имена, фамилии и институты, ставшие для экс-министра финансов «литературными неграми». Либо он вдумчиво не читал, что презентовалось 11 ноября, либо давно пребывает в своей, параллельной, реальности.
Ведь кто вспоминается первым делом при изучении концепции? Томмазо Кампанелла и его Город Солнца. Но что позволено европейскому утописту начала XVII века, вряд ли простят неглупому в общем человеку с амбициями если не президента, то уж премьера как минимум.
Чего стоит хотя бы тезис о передаче Внутренних войск в ведение Министерства обороны РФ! Бальзам на душу Сергея Шойгу! Но среди тех, кто хоть раз в неделю смотрит новости, не найдется ни одного человека, который выскажется за то, что подобное на 13-м году существования вертикали власти возможно хотя бы теоретически.
Впрочем, если таким образом Алексей Леонидович намекнул на будущие электоральные притязания и сделал вид, что у него имеется собственная предвыборная программа, то он не напугал своих потенциальных оппонентов, а лишь насмешил.
Чужие среди своих
Высший арбитражный суд РФ (ВАС) 12 ноября в своем отзыве за подписью председателя Антона Иванова ожидаемо раскритиковал законопроект об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов, сообщает РАПСИ. Отзыв был подготовлен в результате совместной работы профильных управлений аппарата и судей Высшего арбитражного суда.
В ВАС считают, что предложенный вариант реформы приведет к «упразднению не только ВАС», но и всей системы арбитража. Критике подвергается как текст, так и порядок проведения реформы. «Все изменения судебной системы РФ должны носить комплексный характер, корректировка законодательства должна осуществляться единовременно», - цитируют различные издания отзыв ВАС.
За несколько дней до эпохального момента в газете «Ведомости» выступила судья Арбитражного суда Иркутской области, заслуженный юрист РФ Наталья Бучнева, также не оставившая от инициированной Кремлем реформы камня на камне, и приведя в качестве противовеса очень разумные и в высшей степени обоснованные доводы. После публикации ее статьи многие участники правового рынка на полном серьезе восхитились смелостью судьи-одиночки, отважившейся подать голос против высокопоставленных идеологов новых преобразований.
На самом же деле отрицательный отзыв ВАС за подписью Иванова внятно говорит о том, что свои действия госпожа Бучнева как минимум загодя согласовала с Москвой. Учитывая принятую в судейском сообществе иерархию это – в порядке вещей. Равно как в порядке вещей и распространяемое в эти дни в соцсетях обращение целого ряда независимых юридических компаний-рульфов. Правоведы написали, по сути, челобитную президенту и главам обеих палат парламента с просьбой скорее остановить слияние высших судов.
«Мы не теоретизируем, а «на собственной шкуре» знаем принципиальные различия в работе государственных арбитражных судов и судов общей юрисдикции и можем с уверенностью прогнозировать итоги предлагаемой реформы, влекущей несравненно больше минусов, нежели выгод для нашей страны», – пишут авторы обращения.
В определенной степени забавными тут представляются две вещи. Во-первых, незнание/намеренное игнорирование новейшей истории страны. Если вспомнить основные политико-правовые вехи начиная с 2000 года, на поверхности окажется нехитрая аксиома: глава государства ни единого раза не отказывался от своих инициатив.
Так с какой радости он должен дезавуировать предложения, озвученные совсем недавно? Из-за того, что они не по нраву пяти или шести десяткам управляющих партнеров из каких-то там юркомпаний?
Допускаю, что авторы обращения все это понимают, и на самом деле «письмо запорожцев турецкому султану» написано вовсе не для Владимира Путина, Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина. А - для Антона Иванова, который пока еще глава Высшего арбитражного суда РФ. И будет им, как минимум, до конца текущего года, а то и чуть подольше. Тут уместен второй аргумент. Мне кажется, Антон Александрович знает и о существовании обращения, и имеет под рукой полный список его подписантов. Внимание, вопрос: радует ли главу ВАС РФ общественная активность таких вот союзников? Ну, уж точно – не огорчает. Помирать – так с музыкой. А лучше – сразу с большим симфоническим оркестром. Тем более что идеологи реформы пока не приводят в обоснование переездов и слияний сколько-то внятной аргументации.
Представляется также, что их красноречивое молчание не отменяет вдумчивого анализа происходящего на рынке. И одним из элементов такого анализа, не исключено, может стать детальное изучение арбитражной судебной практики за последние пару-тройку лет. Конкретнее, массива дел, в которых фигурировали юристы компаний-подписантов.
Не удивлюсь, если в итоге будет озвучен и общий вывод: ни одна из протестующих нынче юридических компаний в российском арбитраже не терпит и не терпела существенных поражений. Несущественные – не в счет. Исключение, которое только подтверждает правило.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса