БЛОГИ
Четыре важных правовых события первой половины марта
Будем следовать собственной традиции, поэтому и в данном тексте темы Украины в целом и Крыма в частности касаться не станем. Благо, поговорить и без этого есть о чем.
Делайте ваши ставки, господа!
Что случилось: специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов в объединенный Верховный суд РФ 7 марта открыла вакансию председателя суда
Персоны: Вениамин Яковлев/группа прославленных российских правоведов
Сухой остаток: крайний срок подачи документов – 17 апреля включительно, так что желающие теоретически еще могут успеть посоревноваться с корифеями и тяжеловесами. При этом шорт-лист последних по-прежнему можно обсуждать лишь умозрительно: информация из квалифколлегии под руководством мудрого Вениамина Федоровича Яковлева поступает в час по чайной ложке, да и со значительным опозданием. Поэтому дальше будет сплошная вкусовщина, перемешанная с бытовой конспирологией.
Итак, в наиболее вероятные претенденты на кресло главы нового ВС РФ уместно записать нынешнего председателя Вячеслава Лебедева, главу Мосгорсуда Ольгу Егорову и премьера Дмитрия Медведева. За пределами списка оставим пока еще главного арбитражного судью страны Антона Иванова, руководителя госправового управления администрации президента Ларису Брычеву и некий собирательный образ «неожиданной кандидатуры».
Понятно, что наибольшие шансы оставить за собой привычное еще с конца 80-х место – у нынешнего местоблюстителя Вячеслава Лебедева. Кадр, проверенный годами борьбы, возрастного ограничения лично для него нет, умеет реагировать на внешние раздражители и своевременно, и казуистически-точечно (см. последние эпизоды долгого сериала Ходорковский-Лебедев). Егорова имеет в наличии примерно такие же тактико-технические характеристики, разве что антипатии даже среди судейских вызывает куда больше. Антагонизм Москва-регионы свойственен ведь даже почтенным людям в мантиях.
Кандидатура действующего премьера давно воспринимается юристами как плохая шутка, даром что, как говорят, все объединение судов и их переезд в Питер когда-то «под него» и затевалось. Сейчас не самый удачный момент реализовывать данный сценарий. Придется распускать кабинет министров, что наверняка окончательно похоронит наш фондовый рынок.
Отдельный случай - с Брычевой. Лично я убежден: захоти она занять должность главы ВС РФ, достаточно только намекнуть об этом президенту. Но российский юрист №1 – персона, крайне отрицательно относящаяся к любой публичности, вряд ли променяет нынешнюю должность на разруху обустраиваемого ВС. От добра добра не ищут.
Антон Александрович (Иванов) в теории имеет шансы подняться с предпоследней ступеньки судейской вертикали на последнюю, но для этого ему недостает некоторых важных вещей. Например, сокурсника Дмитрия Анатольевича в Кремле или авторитета среди региональных глав судов общей юрисдикции. Так что вероятность его воцарения в ВС сейчас лежит в пределах статистической погрешности.
Наконец, «неожиданная кандидатура». Памятуя о кадровых сюрпризах Владимира Путина, таковой может стать кто угодно. Единственный минус, как у Иванова и, возможно, Медведева – невысокий авторитет среди будущих подчиненных.
Впрочем, сам факт того, что на такую «темную лошадку» поставит президент, с лихвой превращает в достоинства любые недостатки.
Молчание – по-прежнему золото
Что случилось: информацию об амнистии Анатолия Сердюкова следствие и защита якобы скрывали от общественности по взаимному джентльменскому соглашению
Персона: Генрих Падва
Сухой остаток: как и многие отраслевые скандалы, этот начался и закончился в один день. Сначала агентство РАПСИ распространило, собственно, новость – на посиделках в частном адвокатском клубе мэтр позволил себе разоткровенничаться с коллегами и затесавшимися в их ряды журналистами о судьбе самого известного своего клиента последних пары лет. Представитель СМИ, очевидно, не услышавший фразу «off record», на следующий день рассказал историю уже всему свету. Падва обиделся, назвав распространителей секрета Полишинеля мерзавцами. Тут уже резонно обиделись журналисты, сообщив, что аудиозапись встречи есть в распоряжении редакции. Финальным аккордом стал комментарий знаменитого адвоката о том, что в ходе внутрикорпоративной дискуссии разговор об амнистии экс-министра обороны действительно велся, однако для СМИ он предназначен не был.
Почему амнистия Сердюкова - секрет Полишинеля? Да только потому, что еще накануне адвокатской тусовки сразу несколько источников в Следственном комитете РФ сообщили, что факт амнистии случился еще 21 февраля – за две недели до публикации откровений Генриха Падвы. И его слова стали лишь орнаментом всей истории.
Что в данном кейсе самое главное? На мой взгляд, вовсе не козни СМИ – журналисты просто сделали свою работу. От сказанных слов уважаемый адвокат Падва толком не открестился, да и делать это при наличии аудиозаписи и более чем десятка свидетелей (даже если те из чувства корпоративной солидарности начали бы покрывать мэтра) как-то несолидно.
Главное то, что для любого адвоката – хоть вчерашнего выпускника, хоть заслуженного профессионала с 60-летним стажем – понятие профессиональной тайны должно быть священно и нерушимо. Получилось же невольно, что наш герой в пылу дискуссии проговорился. И совершенно неважно, произошло это перед несколькими коллегами или многотысячной толпой на базарной площади. Тайна есть тайна. И раскрывать ее закон не позволяет никому.
По иронии судьбы, на той злосчастной встрече основной пафос монолога Генриха Павловича касался именно того, что молчание для адвоката – золото.
Про ад и благие намерения
Что случилось: глава Совета Федерации предложила ввести сертификацию мобильных электронных устройств на наличие сервисов, обеспечивающих защиту детей от негативной информации из интернета.
Персона: Валентина Матвиенко
Сухой остаток: «Думаю, что органам исполнительной власти, например, следует ввести сертификацию мобильных устройств, смартфонов, планшетов для обязательной установки в них сервисов родительского контроля, а также организовать работу по актуализации норм безопасного использования», - отметила Матвиенко в ходе прошедших 14 марта парламентских слушаний по обеспечению информационной безопасности детей при использовании ресурсов интернета.
В этом месте покойный Виктор Степанович Черномырдин сказал бы сакраментальное: «Не бывало такого никогда, и вот опять!». Мало Рунету блокировок некоторых сайтов и СМИ. Надо обложить новым налогом конечных пользователей устройств, предназначенных для доступа в Интернет. Ведь за всю эту сертификацию в конечном итоге по старой русской традиции заплатит потребитель – ритейлер просто включит новые расходы в конечный розничный ценник.
Печально и другое – в очередной раз мы наблюдаем изобретение велосипеда. Средства родительского контроля и без того присутствуют во всех распространенных интернет-браузерах, и вовсю используются сознательными родителями без указок свыше. Есть несознательные? Ребенок может увидеть в Глобальной Сети нечто неподобающее? Ну, вероятность того, что он увидит и услышит неподобающее по центральным каналам ТВ (несмотря на все эти 6+, 12+, 16+ и 18+) много-много больше.
К слову, на тех же слушаниях Валентина Ивановна предложила включить уроки безопасного интернета в школьный курс ОБЖ. Может, уже пришла пора вообще Интернет запретить, чем перегружать и так насыщенную сверх всяких нормативов школьную программу? Жило же мое поколение без него – и это проживет.
Призовая игра
Что случилось: возможные механизмы продления экономической амнистии обсуждаются аппаратом российского бизнес-омбудсмена и Верховным судом РФ
Персона: Борис Титов
Сухой остаток: означает данная новость простую вещь: уполномоченный по правам предпринимателей и главный общественный защитник российского бизнеса де-факто признает частичный провал экономической амнистии, пробитой им в прошлом году. Причина провала известна, и мы о ней неоднократно писали – на свободу по такой амнистии имели право выйти лишь лица, привлекавшиеся к ответственности по экономическим статьям УК РФ (или уже осужденные), кто добровольно погасил причиненный ущерб. Нет денег или нет пострадавшего? Сиди, родимый, дальше!
Итог – на круг меньше 2,5 тысяч амнистированных.
Нынче Титов сотоварищи пытаются продлить амнистию, которая завершилась в январе этого года. «Сейчас мы ведем обсуждение этого вопроса, прежде всего, с Верховным судом по поводу того, каким путем идти. Решить это можно двумя путями: или продлить амнистию, и они обязаны будут дальше принимать ущерб; или дать соответствующие разъяснения судьям и следователям, чтобы они принимали ущерб и без продления амнистии», - сказал Титов агентству «Прайм» 11 марта.
Напомню, что сейчас прокуроры, следователи и судьи трактуют постановление Госдумы таким образом, что могут быть амнистированы только те, кто успел погасить ущерб до конца 2013 года.
Предполагаю, что данная история, в лучшем случае, закончится выходом на свободу еще пары сотен амнистированных представителей бизнеса. Не более. Ведь главное кабальное условие «сделки» между осужденным предпринимателем и государством – пресловутое погашение причиненного ущерба – никто ни отменять, ни даже пересматривать, не собирается.
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса