Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

НОВОСТИ

Реформа системы госзаказа — мнение юриста

По мнению юриста Юридической фирмы «RBL» Елены Калашниковой, действующий Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» далёк от совершенства и вызывает много нареканий со стороны практически всех взаимодействующих участников.

В интервью корреспонденту «Лекспро» она поделилась своей оценкой разрабатываемого в настоящее время Минэкономразвитием нового закона о контрактной системе:

- В настоящий момент существует недоверие общества к системе государственных закупок, к процедурам, открытости и честности проведения госзаказов. 94-й Федеральный закон крайне ограничен и регулирует лишь, по сути, процедуры размещения заказа, при этом закон содержит крайне ограниченный список вариантов размещения заказов. Существующие ныне процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Также совершенно не проработана мера ответственности Заказчика за неисполнение обязательств, что вызывает опять же недоверие ко всей существующей системе.

Указанный закон давно нуждается в изменениях, требует теоретической проработки со стороны федерального собрания. Новые изменения должны быть направлены на борьбу с коррупцией, чтобы госзакупки смогли стать эффективным и прозрачным механизмом реализации госзаказа. На сегодняшний день Минэкономразвитием разрабатывается проект федерального закона с рабочим названием «О контрактной системе в Российской Федерации», который должен заменить действующий закон о государственных закупках N 94-ФЗ.

По словам Алексея Лихачева, заместителя министра экономического развития России, новый закон «будет проще и понятнее 94-ФЗ». И это совсем не малозначительная деталь. 94-ФЗ столько раз правили, он содержит столько отсылок, что, в конечном итоге, накопил такой объем внутренних противоречий, что его просто сложно не нарушить. Федеральная контрактная система будет понятна и прозрачна, в ней не будет «потайных ходов» и ловушек старого закона».

Основным отличием нового закона будет то, что федеральная контрактная система будет контролировать весь цикл государственного заказа: планирование закупки, конкурсная процедура, выполнение контракта, анализ полученного результата заявленным государственным нуждам, включая общественный контроль. Вводится персональная ответственность государственного заказчика не только за соблюдение процедур, но и за результаты исполнения контракта, что не нашло отражения в 94-м Законе.

Законопроект значительно расширяет количество процедур при госзакупкам, помимо уже известных аукциона, открытого конкурса, запроса котировок это конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, конкурентные переговоры и закупки у единственного источника.

Еще одной существенной новацией данного проекта стала борьба с демпингом: аукционы по госзакупкам предлагается отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25% Кроме того, законопроект устанавливает право одностороннего изменения и расторжения контракта в ограниченных случаях как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

Это лишь немногое, что содержится в проекте федерального закона. По замыслу законодателя закон «О Федеральной контрактной системе» должен полностью реформировать систему госзакупок.

К сожалению, законопроект также как и федеральный закон № 94-ФЗ далёк от совершенства и требует активного обсуждения со стороны практикующих юристов и чиновников. ФКС почти не содержит чётких регламентов и процедур. Всё это выглядит весьма сомнительно. Особый акцент делается на «презумпцию добросовестности чиновника», но сможет ли это минимизировать коррупцию – вопрос остаётся открытым.

Менять систему госзакупок надо. Но есть основания полагать, что даже с принятием нового закона проблемы не исчезнут, практические применение в дальнейшем опять же вызовет трудности и решаться они будет как и прежде: внесением бесконечных изменений и поправок в существующее законодательство.

Источник: LEXPRO

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru