АНАЛИТИКА
«Наш Уголовный кодекс больной и безнадежный»
7-8 июня 2012 года в Екатеринбурге начнет работу Европейско-Азиатский правовой конгресс. Участники одной из экспертных групп поднимут проблемы криминологической экспертизы евразийской транспортной системы.
Какие разработки предлагают эксперты группы, насколько серьезна обстановка в этой области мы попросили рассказать руководителя группы Ивана Яковлевича Козаченко, заведующего кафедрой уголовного права Уральской государственной юридической академии, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ.
Прошлая сессия конгресса прошла под лейтмотивом правовых инноваций. Скажите, пожалуйста, что из тех инноваций, в разработке которых Вы принимали участие, получили дальнейшее развитие в течение последнего года?
- Я догадывался, что вы зададите такой вопрос, и специально взял выдержку из журнала «Государство и право» 2002 года. Здесь два известных ученых-юриста, профессора С.В. Бородин и В.В Лунеев опубликовали материал о том, что необходимо принятие федерального закона о криминологической экспертизе законов и иных правовых актов. С 2002 года два проекта федерального закона о криминологической экспертизе нормативных актов не принимаются. И я подозреваю, что здесь, помимо объективных факторов, есть и субъективный фактор. Чиновники бояться, что любая качественная криминологическая экспертиза, которой подвергнется проект закона, выявит не только пробелы, но и коррупционные слагаемые. Поскольку этот закон упорно не принимается, мы заняли не выжидательную, а наступательную позицию. Мы разработали программу, она так и называется «Криминологическая экспертиза», по которой решили подготовить большую категорию специалистов, которые по выходу из стен академии могут заняться криминологическими экспертизами различных нормативных актов.
Что касается проблематики предстоящего летнего конгресса, нас прежде всего волнует вопрос безопасности евразийской транспортной системы. Почему именно безопасность? Потому что евразийская транспортная система – это очень многоуровневый, многослойный, очень противоречивый и многофункциональный механизм. Чтобы обеспечить ее безопасность, надо проводить постоянно криминологическую экспертизу, то есть оценку всего спектра криминальных рисков и угроз.
Для нас сейчас вырисовывается 4 блока проблем, связанных с безопасностью. Ну, прежде всего, безопасная работа транспортной системы как таковой. Это новейшие достижения, технологии, которые будут способствовать тому, что евразийская транспортная система будет работать бесперебойно и в безопасных условиях. Во-вторых, нужно иметь в виду, что евразийская транспортная система будет все время совершенствоваться или, по крайней мере, корректироваться с учетом достижений отдельных государств или целого блока государств, представленных в этом регионе. Сейчас идет разговор о том, что постепенно крупные города, в частности Екатеринбург, Москва и Санкт-Петербург, будут вводить систему скоростных перевозок пассажиров. Это порождает много вопросов, без отработки которых говорить о реальном воплощении этого проекта преждевременно.
У нас в последние годы достаточно часто эксперты говорят о том, что действующий Уголовный кодекс устарел. Ваше мнение как специалиста в этой сфере?
- Уголовный кодекс не устарел. Он просто столько раз правился, что там живого места не осталось. Ладно бы он изменился в лучшую сторону, стал бы более компактным, более взаимосвязанным, статьи со статьями, разделы с разделами. Но ведь там что творится! Трудно сказать. Иногда в пределах одной статьи противоречия. Наш Уголовный кодекс больной и безнадежный. Он родился ведь досрочно, его не доносили. Канадцы 30 лет писали кодекс. Зато открываешь его, и там записаны такие слова: «Мы собрались (мы – законодатели), чтобы создать кодекс уголовный, который должен стать достоянием народа». Найдете ли вы у нас такие строчки даже в Конституции? Нет. А у них это в кодексе! Потому что бережно сохранили все, что было.
Вы бы хотели, чтобы это все было централизовано, на постоянной основе?
- Конечно. Ведь люди, которые болеют душой за лучшее, за процветание нашей страны, заинтересованы в том, чтобы это было. Нам говорят, что это дополнительные затраты. Нет, это дополнительная помеха на пути беззакония и некачественного правотворчества.
Перечислите основные вопросы и направления, которые будут обсуждать эксперты в связи с этим?
- Начну вот с чего. Многие командиры и экипажи при посадке жалуются на то, что их ослепляют лазерными лучами. Проблема есть? Есть. Уголовный кодекс молчит. Этой проблемы для него не существует. Надо ее обсуждать? Бесспорно, надо. С активизацией межгосударственных связей эта проблема может вырасти в более серьезную. Это не шалость. Эксперты предлагают внести дополнение в Уголовный кодекс.
Второе. У нас участились случаи в сфере автомобильного транспорта, когда владелец транспортного средства предоставляет управление им человеку либо находящемуся в состоянии опьянения, либо в силу усталости или недомогания не в состоянии управлять транспортным средством. У нас ответственность такая, знаете. Пальчиком можно погрозить. Надо обсуждать, проблема есть. Необходимо запрещать отдавать средство транспортное при определенных обстоятельствах.
Далее, есть такая статья 270 УК РФ, где речь идет о том, что при катастрофе, когда тонет корабль или иная какая-то катастрофа, вот скажем, такая как была у нас на Волге, капитан судна не оказывает помощь. И за это поплатилась часть капитанов. Но есть ситуация, когда капитана найти невозможно, хотя судно есть, и оно плавающее. Например, транспортное маломерное судно с одним человеком на борту. Он и капитан, он и команда, он и матрос, он и шкипер, и кок, и все, что угодно. Но командиром его назвать нельзя, приравнять к тем, кто имеется в виду в этой статье, потому что он не отвечает требованиям командира судна. Нет команды. Вот эту проблему, я думаю, надо решать, и мы будем обсуждать, что и как надо изменить в статье 270 УК РФ. Есть и другие предложения экспертов по внесению изменений в УК РФ, которые будем обсуждать.
У нас очень много появилось транспортных средств: морские, речные, даже воздушные, которые находятся в личной собственности граждан. А вот правовой режим пока не прописан. Криминологическая экспертиза может быть не только нормативно-правовых актов, поэтому будем оценивать саму транспортную систему, разные ее элементы. Я думаю, что вопросы, которые я обозначил, - только часть айсберга, которая наверху. Под водой еще много проблем.
Татьяна Андреева, пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса
Новости
18 августа, 18:17
25 августа состоится онлайн конференция «Российский арбитражный день 2020»
08 июля, 16:31
7-й Международный Благотворительный Забег Юристов Legal Run 2020 пройдет в формате флешмобов
08 мая, 16:03
Российские суды начнут возвращаться к работе с 12 мая
08 мая, 13:01
Песков прокомментировал возможность поэтапного выхода из режима самоизоляции
08 мая, 10:00
Кудрин предложил усилить меры по поддержке малого и среднего бизнеса